О "главном".

 Одесса. Год 1814. В этом году Одесса пережила два крайне важных для себя события. Первое радостное - окончилась война с бонапартистской Францией. Второе печальное - город покидал Иммануил де Ришелье. Герцог, под мудрым руководством которого грязный барачный поселок превратился в развивающийся успешный порт, уезжал на родину, чтобы принять пост премьер-министра Франции в правительстве короля Людовика Восемнадцатого.

 

Однако бросить город, которому было отдано столько сил, просто так, на произвол судьбы, герцог не мог. Не тот характер. Он оставил городу все нажитое на государственной службе состояние, перевел доходы от принадлежащих ему земель и поместий в России Благородному пансиону города, оставил подробные планы развития Одессы своим преемникам, но этого "Дюку" казалось мало. Ведь того главного, что, по его мнению, должно было сделать Одессу по-настоящему успешным городом, он так и не добился.

 

И в качестве прощального подарка Одессе и одесситам Ришелье пишет письмо, адресованное лично императору Александру Первому. На двадцати пяти страницах своего послания Ришелье доказывает императору необходимость ввести в Одессе режим порто-франко, подробно расписывая выгоды такого решения, и для города и для государства. Свое предложение Ришелье убедительно подкреплял экономическими выкладками и ссылками на историю развития таких городов как Марсель, Генуя и Триест. "...Наступает новая эра славы и благоденствия - как мы можем упустить возможность добиться их доступными путями?" - этот вопрос Ришелье, адресованный в письме Александру, можно сказать, был основным лейтмотивом послания.

 

 

Помимо выгод, связанных с развитием торговли и промышленности, Ришелье остановился еще и на теме контрабанды. По мнению герцога, именно порто-франко являлось самым действенным методом в борьбе с контрабандой, поскольку иностранным купцам становилось незачем прятать свои товары и стремиться тайно их ввезти. Мнение, весьма красноречиво характеризующее определенную наивность взглядов герцога...

 

Увы, в течение трех лет Александр Первый никак не реагировал на это письмо. Справедливости ради следует признать, дел у императора и без того хватало - 100 дней Наполеона, организация военных поселений, появление в стране тайных организаций. Только в 1817 году, после настойчивых просьб графа Ланжерона, император наконец подписал указ о даровании Одессе порто-франко сроком на тридцать лет. Официально режим порто-франко начал действовать в нашем городе в 1819 году, после оборудования границы порто-франко и таможенных постов.

 

В чем же выражались обретенные городом преимущества?

 

Для начала режим беспошлинной торговли сразу сделал город одним из мировых торговых центров. Фактически для всех негоциантов, торговавших с Российской империей, Одесса стала единственным безальтернативным вариантом для ввоза и вывоза товаров с южного направления. Ведь известно: время - деньги. А основные временные потери и риски торговцы несли как раз из-за таможенных процедур. Ведь при обычных условиях купец еще не будучи уверен в том, что его товар купят, нес финансовые расходы из-за уплаты пошлины.

 

С введением порто-франко процесс торговли через Одессу стал выглядеть крайне просто. Купец привозил свой товар, без таможенной волокиты сгружал его и продавал на месте, будучи уверен в том, что товар его купят, так как в городе с введением порто-франко количество предпринимателей выросло по меньшей мере в 10 раз. После этого купец грузился российским товаром, как правило хлебом, и отплывал. Город при этом получал огромные возможности для своего развития. Покупая сырье без пошлины, предприниматели, естественно, и заводы, перерабатывающие это сырье, открывали в черте порто-франко. А уже потом готовая продукция считалась произведенной на территории России и так же без пошлин продавалась внутри страны.

 

С введением порто-франко процесс торговли через Одессу стал выглядеть крайне просто. Купец привозил свой товар, без таможенной волокиты сгружал его и продавал на месте, будучи уверен в том, что товар его купят, так как в городе с введением порто-франко количество предпринимателей выросло по меньшей мере в 10 раз. После этого купец грузился российским товаром, как правило хлебом, и отплывал. Город при этом получал огромные возможности для своего развития. Покупая сырье без пошлины, предприниматели, естественно, и заводы, перерабатывающие это сырье, открывали в черте порто-франко. А уже потом готовая продукция считалась произведенной на территории России и так же без пошлин продавалась внутри страны.

 

Нередко произведенная из ввезенного сырья в одесской черте порто-франко продукция вообще не выходила за пределы таможенных постов, сразу отправляясь за границу. Многие делали себе состояние как перекупщики, скупая иностранный товар и продавая его сразу за границу. Благодаря этому Одесса стала одним из основных перевалочных торговых пунктов средиземноморской и черноморской торговли. Огромное количество рабочих мест и необычная дешевизна привлекали в Одессу массу представителей самых разных профессий и слоев общества. Город не успевал строиться. За пределами границ порто-франко появлялись стихийные поселки, жители которых каждое утро были вынуждены проходить таможню по пути на работу. За первые пять лет порто-франко Одесса вышла на третье место по торговым оборотам в империи, а затем и на второе, немногим уступая только Петербургу.

 

Однако постепенно плюсы порто-франко начали становиться минусами. Выросший поток производимых товаров настолько перегрузил таможенные посты, что таможенники попросту не справлялись с ним. В результате товары шли через таможню почти без досмотра, а сами таможенники сказочно богатели на подношениях предпринимателей.

 

Однако постепенно плюсы порто-франко начали становиться минусами. Выросший поток производимых товаров настолько перегрузил таможенные посты, что таможенники попросту не справлялись с ним. В результате товары шли через таможню почти без досмотра, а сами таможенники сказочно богатели на подношениях предпринимателей.

 

Вечно развивать промышленность и торговые офисы в черте порто-франко было невозможно. Попросту кончилась земля в черте порто-франко.

 

Следовательно, предприниматели Одессы разделились на две большие группы - тех, чьи конторы, производства и склады находились в черте порто-франко, и тех, кто был вынужден работать вне этой черты, а значит, закладывать в расходы уплату пошлины. В результате порто-франко начало не способствовать развитию промышленности, а напротив, тормозить его.

 

За каждый клочок земли в черте города велись настоящие войны. Одни предприниматели пытались удержаться в черте порто-франко, другие пытались их оттуда вытеснить. Подкуп, нападения преступников, попытки надавить при помощи городских и губернских властей - такими были основные средства и методы борьбы за золотые метры зоны порто-франко. Скученность населения в черте порто-франко стала невыносимой. Многие негоцианты даже бросили собственно торговлю и начали спекулировать землей и зданиями в черте порто-франко. Впрочем, всем было ясно - строить в черте порто-франко больше негде. Следовательно, строить дома и заводы надо, просто необходимо за чертой беспошлинной торговли. Иначе город перестанет справляться со все увеличивающимся товарооборотом. Не то что перерабатывать, хранить привезенные в город товары было просто негде.

 

Главным арбитром в этих конфликтах был князь Воронцов. Хорошо изучивший всех основных игроков в городе, Воронцов умел договариваться и убеждать. Его решения уважали именно потому, что он судил не по закону, а "по-справедливости". Тупик в развитии города князь прекрасно видел, однако сломать сложившуюся систему у него не было ни сил, ни особого желания. В общем, с точки зрения чистой экономики порто-франко себя исчерпало. Фактически из-за порто-франко развитие промышленности и торговли в Одессе остановилось, как и развитие самого города.

 

Главным арбитром в этих конфликтах был князь Воронцов. Хорошо изучивший всех основных игроков в городе, Воронцов умел договариваться и убеждать. Его решения уважали именно потому, что он судил не по закону, а "по-справедливости". Тупик в развитии города князь прекрасно видел, однако сломать сложившуюся систему у него не было ни сил, ни особого желания. В общем, с точки зрения чистой экономики порто-франко себя исчерпало. Фактически из-за порто-франко развитие промышленности и торговли в Одессе остановилось, как и развитие самого города.

 

Потеряв свои преимущества, порто-франко сохранило свои недостатки. Ежемесячно государство от контрабанды теряло 200 - 400 тыс. рублей. Понимая это, порто-франко пытался упразднить еще император Николай Первый, однако Воронцов убедил его этого не делать и дать городу еще пять лет таможенной свободы. Эти пять лет растянулись более чем на 10 - Крымская война, смерть Николая Первого и воцарение Александра Второго дали одесситам несколько дополнительных лет свободной экономической зоны. Но порто-франко было обречено. Одесса была достаточно богата, чтобы конкурировать на общих основаниях с другими регионами страны и мира, Одессе было тесно в поясе границ порто-франко, которые из защитного барьера превратились в удавку, искусственно сдерживающую развитие города. И большинство непривилегированных предпринимателей, не имевших возможности работать в черте порто-франко, стремились эту удавку разорвать. Либеральный император-реформатор всего лишь выполнил их желание.

Нравится




Про Одессу
Добавить эту страницу в избранное

Одесса, порто-франко



Новости Одессы Одесса, история Погода Одесса Достопримечательности Одессы
Знаменитые одесситы Одесса фото Вузы Одессы Про Одессу
Песни про Одессу Обратная связь Карта сайта Одесса, памятники


Rambler's Top100