ГДЕ ПЕЧАТАЛИ "СТАНОК"?

Одесса, история типографии


Типография Одессы. Первые издательства Одессы.

К. Паустовский в повести "Время больших ожиданий" отметил: "После закрытия "Моряка" я начал работать в газете "Станок". А находилась она в доме рядом с оперным театром, в котором более полувека помещался ЗАГС...". А где размещалась типография этого неоднократно упоминавшегося в произведениях художественной литературы издания?..

Февраль, 1920 год. После окончательного установления в Одессе Советской власти в распоряжении губсовнархоза оказалось много типографий  и литографий. Однако в условиях тяжелого экономического положения, в котором находилась в то время молодая республика, большую часть предприятий полиграфического производства пришлось закрыть. Всю работу было решено сконцентрировать в десяти советских типографиях, национализированных по постановлению президиума Одесского губсовнархоза и коллегии бумажно-полиграфического отдела 21 августа 1920 года. В их числе оказалась и типография южнорусского общества печатного дела, с мая 1919 года начавшая новую жизнь под названием 7-й советской типографии.

444Из всех заведений печати, существовавших в Одессе незадолго перед Великой Октябрьской социалистической революцией, самой старой считалась типография южнорусского общества печатного дела, до 1896 года известная по имени своего основателя П.Ф. Францова. Открытая в 1848 году опытным печатником, она вскоре становится одной из лучших в городе. С именем молодого Францова, присланного из Петербурга и назначенного тогдашним генерал-губернатором М.С. Воронцовым на должность первого заведующего городской типографией, был связан выпуск первого номера газеты "Одесский вестник".

 Около двух с половиной десятилетий типолитографское производство Францова размещалось в разных арендуемых им помещениях на Екатерининской улице пока с середины 70-х годов не обосновалась в дворовом трехэтажном флигеле его собственного дома на улице Итальянской, 20 (ныне – Пушкинская, 18). Типография располагала большим набором шрифтов, изготовлявшихся в собственном словолитном цехе, а также некогда выписанных "от Плюшара" – известного петербургского издателя и типографа середины XIX века. Печатная продукция типографии включала в себя разного рода отчеты, каталоги, а также большое количество книг и брошюр на многих европейских языках. Особое место занимали труды одесских историков, такие, как "Биография Одесской железной дороги" (1865) и "Материалы для истории общественного образования в Одессе" А. Скальковского (1867), "Судьбы местности, занимаемой Одессой" Ф. Бруна (1865) и "Одесская старина" Н. Мазуркевича (1869). В разное время выпускались в ней "Новороссийский литературный сборник" и "Одесский альманах с карикатурами"; с 1870 года печатался известный даже за пределами южной Украины "Новороссийский календарь".

Вернемся, однако, в послевоенный 1920 год. В течение четырнадцати месяцев после национализации предприятия полиграфической промышленности могли сравнительно бесперебойно выпускать свою продукцию. Но уже с октября 1921 года полиграфотдел вынужден был сосредоточить все производства в четырех типографиях. Это было вызвано не только истощением запаса бумаги в Одесской губернии, но и предписанием Совета Труда и Обороны и значительном сокращении числа предприятий, состоявших на государственном снабжении, из-за углубившегося к тому времени продовольственного, топливного и энергетического кризиса.

Среди оставшихся была 7-я советская типография, которая стала теперь именоваться 2-й гостипографией. 29 ноября 1921 года газета Одесского горсовета и губпрофсовета "Станок" поместила о ней краткое сообщение, в котором, в частности, говорилось: "Стоявшая около 4-х лет наборная машина "Типограф" пущена в ход. В печатном отделении при 10-ти машинах и 2-х американках работа идет интенсивно. Буквоотливная машина "Монотип" работает нормально. При типографии имеется собственная электрическая станция".

Только условия труда по-прежнему оставались тяжелыми – все те же темные помещения, которые в санитарном отношении оставляли желать многого. И в феврале 1922 года типография была закрыта, но лишь с тем, чтобы ровно через год возродиться как 2-я гостипография имени Ленина. Журнал "Одесский печатник" № 1 за 1923 год сообщал: "Из захудалой, грязной, без окон типографии создана уютная, чистая и теплая типолитецинкография. Море света и воздуха, кругом чистота. Тяжело было в свое время уходить, но зато отрадно было вернуться..."

Как и прежде, типография продолжала служить делу революции. Газеты "Красная деревня" и "Красная Оборона", "Моряк" и "Советская власть", "Станок" и "Красноармеец", журнал "Коммунист" и журнал красной сатиры "Облава" – таков далеко не полный перечень первых советских периодических изданий этого предприятия.

Деятельность типографии имени Ленина прервала Великая Отечественная война. Но незадолго перед отходом наших войск из Одессы в ней была отпечатана ставшая теперь библиографической редкостью книга В. Маяковского "Стихи и поэмы", выпущенная Издательством детской литературы ЦК ЛКСМ Украины. Весь тираж – пятнадцать тысяч экземпляров, не успевший поступить в продажу, был надежно спрятан работниками типографии. Так и не обнаруженные оккупантами, сочинения Маяковского встретились с советским читателем уже после освобождения Одессы...

Что же до газеты "Станок", то ее потом переименовали в "Рычаг", а в начале 1922 года закрыли из-за нехватки бумаги.

В 1928 году появился роман "Двенадцать стульев", в котором Илья Ильф и Евгений Петров назвали "Станком" московскую газету, в редакцию которой попал один из разыскиваемых Бендером стульев: "Скажите, товарищ... где здесь находится редакция газеты "Станок"?..

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Нравится

Источник: ПОРТО-ФРАНКО



Про Одессу
Добавить эту страницу в избранное

Одесса, история типографии.
Типография Одессы.
Первые издательства Одессы.



Новости Одессы Одесса, история Погода Одесса Достопримечательности Одессы
Знаменитые одесситы Одесса фото Вузы Одессы Про Одессу
Песни про Одессу Обратная связь Карта сайта Одесса, памятники


Rambler's Top100