История трамвая, Одесса

Одесса, трамваи

Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы.
Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю…

Анна Ахматова, автобиография

К восьмидесятым годам XIX века разрослась территория города, население достигло 250 тысяч человек. Основным средством сообщения являлись дрожки и линейки. Бельгийское общество конно-железной дороги предложило построить конно-железную дорогу. Дума согласилась с их предложением. Так в Одессе 7 (20) июля 1880 года открылась первая линия "конки". Её маршрут: от ул. Ришельевской по Почтовой, Канатной, Сабанееву переулку через Александровский парк к пляжу "Ланжерон". Проезд разрешался только сидя, а стоять могли всего шесть человек на задней площадке вагона. На переднюю площадку и ступеньки вагона пассажиры не допускались. Стоимость проезда - пять копеек.

К концу 1888 года таких маршрутов было уже 19. Вагоны хранились в депо на Куликовом поле, а лошади содержались в конюшнях на Ботанической улице (между улицей Канатной и Французским бульваром).

Затем соорудили две новые линии, но уже на паровозной тяге. Одна линия от Пантелеймоновской улицы до пляжа "Золотой берег" (16-я ст. Большого Фонтана), другая - от Херсонского сквера к Хаджибеевскому лиману (протяженностью 9 километров).

555Лошадей заменили "паровички". Это были небольшие паровозики с неуклюжей широкой трубой, за что одесситы называли их "Ванька головатый". В память о "паровичках" на Большефонтанской и Люстдорфской дорогах остановки назывались станциями. Так называются и сейчас. Отдельные строения станций сохранились до сих пор (8, 9-я ст.).

24 сентября 1910 года состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая. Градоначальник Толмачёв перерезал трёхцветную ленту, и четыре разукрашенных вагона вышли из деревянного депо в районе Лидерсовского бульвара по Александровскому парку, Канатной, Греческой улицам к Греческой площади. Юрий Олеша описывает живописную картину торжественного открытия трамвайного движения: "Трамвай показался на мосту (Строгановский) жёлто-красный со стеклянным тамбуром впереди. Под крики он прошёл мимо нас тамбуром, наполненный людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собой водой. Там же градоначальник Толмачёв, в очках, с рыжими усами".


 


Нравится


Одесса, история
Добавить эту страницу в избранное

История трамвая, Одесса трамваи



Новости Одессы Одесса, история Погода Одесса Достопримечательности Одессы
Знаменитые одесситы Одесса фото Вузы Одессы Про Одессу
Песни про Одессу Обратная связь Карта сайта Одесса, памятники


Rambler's Top100