Возраст Одессы

Возраст Одессы, фото

О возрасте Одессы много спорят.

 С одной стороны, все известный Указ 1794 года положил начало отсчета даты рождения города. Именно на эту дату ориентируется большинство учебников, ученых, историков…

 С другой, также очевидно,  что Северное Причерноморье имеет куда более давнюю историю заселения и хозяйственного освоения, при чем ярких свидетельств более ранней деятельности предостаточно: и  погребенные поселения и захоронения; средневековые карты-портоланы, на которых указаны "предодесские" порты, в их числе легендарная Джинестра, как бы прямая предшественница Одессы. "Как бы" - так как никаких других (кроме портоланов) исторических документов и упоминаний о Джинестре пока найти не удалось. Поэтому биография города имеет два отсчета - "доодесский", о котором известно мало, и "собственно одесский" начинающийся с 1794 года.

 

Особый отпечаток на судьбу и лицо города наложило его приморское положение. Одесса закладывалась как порт, долгое время выделялась как "окно" и даже "дверь" в Европу, формировалась и развивалась под огромным воздействием европейской культуры и при самом непосредственном участии европейских политических и военных деятелей, строителей и архитекторов, финансистов и коммерсантов. Все это резко отличало тогдашнюю Одессу от других городов Российской империи и даже европейского Петербурга.

 Примечательно, что подъемы и спады в экономической истории города непосредственно повторяют "открытость" или "закрытость" Одессы как морского порта, его больший или меньший выход на мировой рынок. Так, летом  1792 г. в Петербурге было принято решение о строительстве Днестровской оборонительной линии крепостей: на Днестре против Бендер, Гаджидерской (в районе современного Овидиополя), Гаджибейской и двух около Очакова. Еще до начала строительства вблизи будущих крепостей разместили войска для использования их в качестве рабочей силы. Сюда же притекало и гражданское население. Предполагалось, что часть этих крепостей, в том числе и Хаджибей, станут центрами уездов новой области.

Для реализации задуманного Екатерина II направила на юг уже выполнявшего подобную работу в Финляндии генерал-аншефа А. В. Суворова. Под его непосредственным наблюдением инженер-полковник Ф. П. Деволан спроектировал планы крепостей, в частности и Хаджибейской крепости. Расположенная над прибрежным обрывом, она должна была контролировать морские подступы к порту, хотя и не представляла особого военного значения, ибо являлась сравнительно небольшим земляным укреплением. Заложенная в июне 1793 г., крепость спешно, что требовалось необходимостью скорейшего создания оборонительного пояса присоединенных земель, была закончена в конце года. Параллельно с ее возведением рассматривался вопрос о размещении порта и базы гребного флота. Из-за отсутствия налаженных коммуникаций, только галеры могли обеспечить снабжение русской армии, обезопасить край от набегов турецких кораблей. А. В. Суворов, признавая роль гребного флота, поддержал ходатайство его командира И. де Рибаса о строительстве гавани на Черном море. Указывая на географическое преимущество Хаджибейской бухты, ее выгодное стратегическое положение, И. де Рибас сумел добиться в Петербурге положительного решения. 27 мая 1794 г. Екатерина II подписала рескрипт об основании города Хаджибея.

 

Новый город создавался прежде всего как военно-морской форпост России на ближних подступах к турецким владениям. В проекте застройки намечалось создание четырех гаваней, от которых подъем вел на удаленную от обрыва часть плато, где предполагались городские кварталы. В 1794 г. под руководством И. де Рибаса и инженер-полковника Ф. П. Деволана началась работа по возведению порта и уточнению планов строительства города. 22 августа (2 сентября по новому стилю) 1794 г. состоялась торжественная закладка строений Хаджибея. Первоначально для моряков, преимущественно греков и вольных поселенцев предназначалось незначительное число участков. Основное внимание уделялось размещению административных зданий, складов, госпиталя. Тогда же, в январе 1795 г., по желанию Екатерины II город получил современное название. "Одессой" Хаджибей стали называть вскоре после издания указа (от 27 мая 1794 г.), и стали называть его так потому, что когда-то давным давно, верстах в 45 к востоку от Хаджибея, на оконечности левого берега Тилигульского лимана, находилось греческое селение Одессос или Одиссос".

 

"В начале 1795 г. наш город был переименован из Хаджибея в Одессу. Когда, при каких условиях, - это, кажется, останется неизвестным навсегда".(А. Дерибас, 1913, с. 9; 11)

 

- "Куда едешь?" - коварно спрашивали чумаков на одесских заставах.

- "В Хаджибей" - спокойно и уверенно отвечали приезжие.

Этот невинный ответ служил поводом для экзекуции, во время которой блюстители порядка приговаривали: "В Одессу, в Одессу, в Одессу!" (А. Макарович. Одесса в народной поэзии. 1888 г.)

 

Почти в то же время, в начале 1795 г., Одесса, отнесенная к так называемым "приписным" городам, вошла в состав Тираспольского уезда Вознесенской губернии. Комендантом был назначен вице-адмирал И. М. де Рибас. Приток переселенцев, освоение территории, необходимость детализации планировочной структуры города привели Ф. П. Деволана в 1795 г. к мысли о создании проекта перспективного развития Одессы. Этот план с незначительными изменениями послужил основой архитектурных разработок 1798 и 1799 гг.

 

 Поэтому фактический возраст Одессы условно гораздо  моложе,  ведь бурное строительство заняло несколько десятилетий.

 

По материалам энциклопедии «Иллюстрированная история Одессы».


Нравится


Одесса, история
Добавить эту страницу в избранное

Возраст Одессы



Новости Одессы Одесса, история Погода Одесса Достопримечательности Одессы
Знаменитые одесситы Одесса фото Вузы Одессы Про Одессу
Песни про Одессу Обратная связь Карта сайта Одесса, памятники


Rambler's Top100